Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google
Поделиться ссылкой на страницу:

natella, 52 - 12 ноября 2020 14:33

Все
В 1798 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Василия Семеновича Березайского "Анекдоты древних пошехонцев". В 1821 году, в год смерти создателя книги, под названием "Анекдоты, или веселые похождения старинных пошехонцев" вышло ее второе издание, а в 1863 году - следующее. Понятно, что трижды напечатанная книга пользовалась успехом и спросом. Об этом в книге "Рассказы о книгах" так написал Н.Смирнов-Сокольский:

"Книга имела огромный успех и считается "зачитанной". Анекдотами Березайского широко пользовались эстрадные рассказчики. Эти забавные историйки, почерпнутые из народного творчества, или, как пишет сам Березайский, "от нянюшек и мамушек", хорошо знал М.Е.Салтыков-Щедрин. Понятием "пошехонцы" он широко пользовался".

Здесь же автор книги вспоминает немецкого писателя Христофора Виланда, написавшего книгу "История абдеритов", переведенную на русский язык и вышедшую в Москве в двух частях в 1793-1975 годах: "Это такие же анекдотические историйки о жителях г. Абдера, наивных провинциалах, головотяпах, способных "в трех соснах заблудиться".

Что же представляла собой книга "Анекдоты древних пошехонцев"?

В качестве эпиграфа к книге Березайский взял слова Горация:

Смеяся, правду говорить -
Что нам может воспретить?
Сюжет книги оформлен в виде писем, которые Словохот из Галича пишет Любоведу в Санкт-Петербург.

Первое письмо - "посылка первая" - открывается следующими словами:

"В Ярославской губернии, при реке Согоже, обитал древле народ, именуемый пошехонцами и управляемый по тогдашним обычаям воеводами. Столица их и поныне пребывает на том же местоположении и под тем же известна именем; но жители совсем стали не те; они так переродились, что ни на волос не походят на своих предков. От перемены климата или от сообщения с другими народами это происходит, я ни того, ни другого, хотя и знаю, не утверждаю, ибо нам в этом нет большой нужды. Это дело касается ученых, им и толковать о сем предоставляется, - а наша цель совсем другая. Сколь счастливы на выдумки, ловки, толковы, расторопны были древние пошехонцы, покажет следующее."

И далее рассказывается, как пошехонцы решили выразить свое уважение новому градоначальнику по имени Щука, который заменил старого воеводу Взятколюба, отправленного в отставку правительством: "сказывают, всё но несправедливым наговорам и наушничеству".

Как видим, двести лет назад в русском обществе существовали те же проблемы, что и сегодня.

Сейчас уже трудно сказать, какие сюжеты своей книги Березайский записал со слов пошехонских "нянюшек" и "мамушек", какие написал сам, какие взяты из других литературных источников. Во втором издании книги был напечатан "Забавный словарь" - собрание афоризмов, многие из которых тоже до сих пор не устарели. Вот несколько из них:

Арифметика - наука считать богатому свое, а бедному чужое.

Бедность - твердый щит против стрел зависти, вместе с тем - гроб достоинств и дарований наших.

Взятки - в старину у приказных были масштабом для измерения правоты челобитчиков.

Глупость - качество хотя и всеобщее, но никем в себе не усматриваемое.

Жизнь - ночлег, или постоялый двор, а мы живем, не думая его оставить.

Историк - говорит правду только тогда, когда пишет о прошедшем.

Нравоучение - преполезная наука, которой гораздо более найдешь учителей, нежели исполнителей.

Счастье - подобие зимних сосулек, которые, чем более блестят, тем скорее растаивают.

Человек - без просвещения то же, что солнечные часы без солнца.

К настоящему времени экземпляры всех трех изданий книги Березайского представляют собой библиографическую редкость, ее найдешь не во всех областных и научных библиотеках.
Добавить комментарий Комментарии: 0

ЗнакомстваПитер.рф 2014-2023 Официальнный сайт знакомств города Санкт-Петербурга


Рейтинг@Mail.ru
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.