Отредактировано:06.01.11 11:39
[COLOR=lilac][SIZE=+2][B]РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО! ИСТОРИЯ. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ.[/B][/SIZE][/COLOR]
[SIZE=+1][COLOR=violet]Праздник Рождества Христова в церковном календаре является вторым по значимости после Пасхи, ведь это праздник примирения человека с Богом, предвозвестие искупительного подвига Сына Божия и обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы.
Этот праздник до середины 1V века отмечался в январе, а на 25 декабря (по старому стилю) был перенесен лишь в 354 г. в Риме. Православное духовенство называет Рождество «матерью всех праздников». Ведь со дня рождения Спасителя начинается его земная жизнь, страдания, смерть и воскресение. Значение этой святой ночи велико настолько, что само наше летоисчисление мы ведем, не как оно велось ранее – со дня сотворения мира, а от Рождества Христова.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из великих двунадесятых праздников, праздник рождения Христа Спасителя. В церкви он считается «величайшим, всемирным радостнейшим, служащим началом и основанием для прочих праздников».
Празднество Рождества продолжалось пять дней (со 2 по 6 января; 7 января — праздник Рождество Христово) и завершалось праздником обрезания Господня.
С Рождества начинались двухнедельные новогодние празднества — СВЯТКИ; первая их неделя называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. В это время народ занимался гаданиями, колядками, пением подблюдных песен, ряжением и т.д.
Вечер и ночь на кануне дня Рождества назывался СОЧЕЛЬНИК, его еще именовали кутейником (т.к. на него полагалось готовить кутью).
Рождеству предшествовал рождественский ПОСТ и первый из четырех годичных постов, установленный церковью для подготовки встречи великих праздников: Рождества, Пасхи, дню памяти святых апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. Предрождественский пост именовался еще Филипповым, так как начинался сразу после дня памяти святого апостола Филиппа 27 ноября); продолжался он сорок дней, до самого вечерия Рождества (6 января), и потому иногда назывался еще «малой четыредесятницей». Как и другие посты, Филиппов пост характеризовался строгими правилами воздержания от пищи, особенно последние дни, начиная со 2 января, а 6 ЯНВАРЯ, в Сочельник, предписывался самый строгий пост: полное воздержание от пищи в течение дня. Есть можно только после появления на небе первой звезды.
Ужину в Сочельник повсеместно придавалось особое значение: он обставлялся многообразными символическими обрядами, к которым готовились загодя всей семьей и даже всем селом.
Сочельник начинался обычно с того, что перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигал восковую свечу, прилеплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе, уходил во двор и приносил вязанку сена или соломы, застилал им передний угол и прилавок, покрывал чистой скатертью или полотенцем и на приготовленом месте, под самыми образами, ставил необмолотый сноп ржи и кутью. Солома, сноп и кутья (разведенная медом) имели символическое значения и являлись непременной принадлежностью праздника. Они олицетворяли собой плодородие и достаток.
После того, как все приготовления были закончены, семья становилась на молитву, а затем уже начиналась трапеза, которая обычно проходила в благоговейной тишине. Однако и во время этой трапезы, и сразу после нее в каждой семье совершались различные обряды, нередко языческие по своему характеру, направленные по большей части на то, чтобы обеспечить плодородие (как земли, так и скота и даже людей).
В это же время совершались ГАДАНИЯ о будущем урожае и пр. Так, например, во многих местах принято было во время ужина в сочельник заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. Принято было также гадать об урожае, выдергивая из снопа соломинки: считалось, например, что «какова длинна в кутью былинка из-под скатерти, таков и лен будет». Во многих местах подобным гаданием занимался отец семейства: он вытаскивал из-под скатерти, постеленной поверх соломы, соломинку и по ней гадал об урожае, полагая, что если соломинка вынулась длинная — будет урожай на хлеб, а если попалась короткая — надо опасаться хлебного недорода.
В некоторых местностях к моменту праздничного ужина приурочивался обряд КЛИКАНЬЯ И КОРМЛЕНИЯ МОРОЗА.
После трапезы со стола ничего не убирали, чтобы души умерших тоже могли поесть. С ложками, которыми ели в сочельник, гадали о судьбе. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им датьвозможность отпраздновать «богатую кутью».
А сразу за этим в деревнях начиналось веселье и КОЛЯДКИ.
Обычай колядовать в рождественский сочельник (а также в Васильев вечер и крещенский сочельник) был известен повсеместно; состояла же коляда в том, что парни; девушки, мальчики или вообще ребятишки, нередко ряженые, собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели, а иногда устраивали небольшие представления под окошками и даже в избах. Песни их были самыми разными: они могли исполняться в честь праздника, могли поздравлять хозяев и желать им всяческих благ, а иногда были просто увеселительными, потешными (так, при колядовании нередко пелись частушки, прибаутки и т.п.). Хозяева же дома, у которого исполнялись колядки, должны были одарить колядующих деньгами, едой и т.д., причем считалось, что от этих .подарков зависит благополучие всех домочадцев (так, например, скупым хозяевам, отказавшимся одарить колядующих, по народному убеждению, в будущем году грозил неурожай и разорение).(см..далее)